«Я глубоко подавлен»: человек, создавший всемирную Сеть, планирует вернуть ее к истокам

Тим Бернерс-Ли (Tim Berners-Lee) увидел, как его создание — World Wide Web — опустилось на дно: от поддельных новостей до массового наблюдения. Однако у него есть план как все исправить.

Почти три десятилетия назад Бернерс-Ли изобрел World Wide Web, предоставив «паутину» пользователям всего мира. За что получил премию Тьюринга за достижения в области компьютерных наук, а также прозвище Мартина Лютера Кинга нового цифрового мира — действительно, его изобретение стало настоящим прорывов. В начале июля этого года он приехал в Вашингтон в рамках своей миссии по его спасению.

Так вышло, что «отец Интернета», который не получил ни гроша прибыли от своего изобретения, провел большую часть своей жизни, пытаясь его защитить. В то время как Силиконовая долина, не задумываясь о последствиях, начала использовать приложения для обмена информацией, мысли Бернерса-Ли были заняты этим на протяжении трех десятилетий.

С самого начала он понимал, насколько радикально сила Сети трансформирует правительство, предприятия, общество. И предусмотрел, что его изобретение в неправильных руках способно разрушить мир. Совсем недавно его пророчество сбылось, когда Facebook признал, что предоставил данные более чем 80 миллионов пользователей политической исследовательской фирме Cambridge Analytica, которая работала на кампанию Дональда Трампа.

Или когда российские хакеры вмешались в ход выборов США в 2016 году. Этот эпизод стал последним в повествовании, которое набирает все более пугающих оборотов. Вспомним, как в 2012 году Facebook провел секретные психологические эксперименты почти с 700 000 пользователей.

Или тот факт, что Google и Amazon подали заявки на патент для устройств, предназначенных для считывания настроений и эмоций из человеческого голоса.

Наблюдать за тем, как «ядерный гриб» от бомбы, которую создал сам, Бернерсу-Ли оказалось нестерпимо больно. «Я глубоко подавлен» — сказал он журналисту накануне своего выступления в Белом Доме.

По его оценкам, половина населения мира — около 4 миллиардов человек — будет подключена к Интернету, отдавая последнему все: от резюме до политических взглядов. И с каждым новым битом информации, эта машина будет становится все мощнее и опаснее.

Эта агония оказала глубокое влияние на Бернерса-Ли. В настоящее время он приступает к третьему акту: в течение последних лет он работал над новым программным обеспечением Solid, которое поможет отнять Интернет у корпораций и вернуть его пользователям.

«Мы продемонстрировали, что Интернет потерпел неудачу вместо того, чтобы служить человечеству, как это было задумано, и потерпел ее во многих аспектах», — сказал Бернерс-Ли. По его словам, растущая централизация Интернета, «закончилась крупномасштабным античеловеческим явлением».

 

Рождение сети

Первоначальная идея Сети родилась в начале 1960-х годов, когда Бернерс-Ли рос в Лондоне. Его родители, пионеры компьютерной эпохи, помогли создать первый коммерческий электронный компьютер. Они воспитывали своего сына на сказках о битах, процессорах и мощности машин. Одно из его самых ранних воспоминаний — беседа с отцом о том, как компьютеры однажды будут функционировать подобно человеческому мозгу.

Будучи студентом в Оксфорде в начале 1970-х, Бернерс-Ли построил свой собственный компьютер, используя старый телевизор и паяльник. Выпустился со степенью бакалавра физики, без каких-либо планов на будущее. Впоследствии находил работу в разных компаниях в качестве программиста, но ни одном месте не продержался долго. Только в начале 1980-х, когда он получил консультативную должность в ЦЕРНе, недалеко от Женевы, его жизнь начала меняться. Он работал над программой, помогающей ученым-ядерщикам обмениваться данными.

Прошло почти десять лет, прежде чем Бернерс-Ли усовершенствовал технологию, переименовал ее и выпустил исходный код Web. Когда этот код впервые появился в академическом чате в августе 1991 года, событию не придали большого значения.

Бернерс-Ли отдал его бесплатно: любой, у кого был компьютер и интернет-соединение, мог не только получить доступ к коду, но и скомпоновать его. Идея была в свободе от патентов, сборов, роялти или любых других средств контроля. Таким образом, миллионы новаторов могли разрабатывать собственные продукты. И вначале Интернет был действительно таким: открытым, свободным, не контролируемым ни одной компанией или группой. «Мы были на первом этапе того, что могла сделать Сеть, — вспоминает Брюстер Кейл (Brewster Kahle), создатель Alexa Internet в 1996 году, позже приобретенной Amazon, — В системе могло быть много игроков, которые не имели преимущества друг над другом». Бернерс-Ли тоже помнит о «донкихотизме» эпохи. Человек был невероятно наделен полномочиями. Все было основано на отсутствии центральной власти. Чувство индивидуального контроля, расширение прав и возможностей — это то, что мы потеряли».

Власть Сети никем не была украдена: мы сами, миллиардами, передали ее с каждым подписанным пользовательским соглашением. Facebook, Google и Amazon теперь монополизируют почти все, что происходит в Интернете: от покупок до новостей, которые мы читаем. Наряду с мощными правительственными агентствами они способны контролировать, манипулировать и шпионить за нами.

 

Блокчейн как возврат к децентрализации

Идея Бернерса-Ли по спасению Интернета проста: повторно его децентрализовать. Работая с небольшой командой разработчиков, он проводит большую часть своего времени за проектом Solid. «В лаборатории есть люди, которые пытаются представить, как Интернет может быть другим. Как общество в Интернете может выглядеть по-другому. Что может случиться, если мы предоставим людям конфиденциальность, и дадим людям контроль над их данными» — говорит Бернерс-Ли. — «Мы строим целую экосистему».

Хотя Solid еще не готов к прайм-тайму, видение того, как работает система, может радикально изменить все. Она нацелена на предоставление пользователям платформы, с помощью которой можно контролировать доступ к данным и контенту, который они создают в Интернете. По сути цель Solid — отнять у крупных интернет-компаний власть над личными данными пользователей: это относится к Google, Amazon, Facebook и им подобным. Это проект с открытым исходным кодом, к которому каждый может присоединиться и внести свой вклад в код.

Как мы потеряли Интернет (графика Vanity Fair):

Для Solid это только начало, однако проект с каждым днем набирает обороты. Те, кто тесно сотрудничают с Бернерсом-Ли, говорят, что он отдался этой идее с той же энергией и решимостью, что и 30 лет назад. И, как показывает практика, эта идея находит активную поддержку: в Индии группа активистов успешно отказалась от Facebook из-за тотального контроля; в Германии один молодой кодер создал децентрализованную версию Twitter под названием Mastodon; во Франции другая группа создала Peertube как децентрализованную альтернативу YouTube. «Я ненавижу общество наблюдения, которое мы случайно навлекли на себя», — говорит разработчик, который помог создать платформу под названием ActivityPub для подключения децентрализованных веб-сайтов. Этим летом веб-активисты планируют выступить на втором веб-саммите по децентрализации в Сан-Франциско.

Бернерс Ли полностью признает, что повторная децентрализация Сети будет намного сложнее, чем изобретать ее впервые. «Когда Сеть была создана, не было доверенных сторон, которые могли бы сопротивляться», — говорит Брэд Бернем (Brad Burnham), партнер в Union Square Ventures, венчурной компании, которая начала инвестировать в компании, направленные на децентрализацию Сети. «Есть укоренившиеся и очень богатые интересы, которые выигрывают от поддержания баланса контроля в свою пользу». Так, на карту поставлены миллиарды долларов: Amazon, Google и Facebook не откажутся от своей прибыли без боя.

На вопрос, что могут сделать для децентрализации Сети простые люди, Бернерс-Ли ответил: «Вам не обязательно иметь навыки кодирования. Вам просто нужно сказать «Хватит!». Взять свой волшебный маркер, вывеску и метлу. И выйти на улицу». Другими словами, пришло время подняться против машин.

По материалам Vanity Fair.

Загрузка ...
PriceMedia