Зависимость от компьютеров, соцсетей и видеоигр – больная тема, иногда ее даже сравнивают с зависимостью от наркотиков. Кристофер Дж. Фергюсон (Christopher J. Ferguson), профессор психологии в Университете Стетсона, призывает пересмотреть отношение к технологиям: раз уж на то пошло, игры и соцсети увеличивают уровень дофамина не больше, чем другие факторы, которые не вызывают такой паники, – например, еда или секс.
Насколько обеспокоены люди психологическими последствиями проведенного за гаджетами времени? Искать баланс между использованием технологий и другими аспектами жизни — весьма разумное решение. Однако в последнее время появилось слишком много противоречивых советов о том, каким должен быть этот баланс. Большая часть обсуждений связана с борьбой с зависимостью от технологий. Порой это напоминает внутреннюю панику, которая «дает голос» страшным заявлениям, основанным на сомнительных данных.
Например, в апреле 2018 года одна из программ тележурналистки Кэти Курик (Katie Couric) «America Inside Out» была посвящена воздействию технологий на человеческий мозг. В этом эпизоде участвовал один из основателей бизнеса, занимающегося исследованием технологической зависимости. Этот человек сравнивал зависимость от технологий с зависимостью от кокаина и других наркотиков. На шоу также была выдвинута гипотеза, что использование технологий может привести к потере памяти, такой как при болезни Альцгеймера. Другие участники программы, в том числе психолог Жан Венге (Jean Twenge), связали смартфоны с подростковым самоубийством.
Я психолог, который работал с подростками, семьями и проводил исследования по использованию технологий, видеоиграм и наркомании. Я считаю, что большинство претензий к технологиям — полный бред. Существует несколько распространенных мифов о технологической зависимости, которые заслуживают того, чтобы их развенчали фактическими исследованиями.
Читайте: Как выбрать игровую приставку
Технологии — не наркотик
Любые развлечения приводят к увеличению дофамина в «центре удовольствия» мозга: будь то плавание, чтение хорошей книги, хорошая беседа, еда или секс. Использование технологий вызывает выброс дофамина в кровь, аналогичный другим нормальным действиям, связанным с получением позитивных эмоций: уровень «гормона радости» поднимается примерно на 50-100 процентов.
В то же время кокаин увеличивает уровень дофамина на 350 процентов, а метамфетамин — на целых 1200 процентов. Кроме того, недавние исследования помогли обнаружить значительные различия в работе дофаминовых рецепторов среди тех, у кого появились проблемы в повседневной жизни, связанные с использованием компьютера, по сравнению с людьми, злоупотребляющими наркотиками. Этот факт позволяет сделать вывод, что мозговые реакции на видеоигры и наркотики похожи, как капля из крана и водопад.
Сколько же дофамина высвобождает то или иное действие?
Разные вещи заставляют мозг поднимать этот уровень. К примеру, наслаждение пищей приводит к 50-процентному повышению уровня дофамина в мозге. Видеоигры и секс также провоцируют его повышение, но только употребление наркотиков делает это весьма значительно. Нецелесообразно приравнивать реакцию мозга на употребление наркотиков к игре на приставке.
Сравнения между зависимостями от гаджетов и злоупотреблением психоактивными веществами также часто основаны на исследованиях методом нейровизуализации, которые сами по себе оказались ненадежными. Другие недавние исследования в этой области опровергли прошлые утверждения о том, что игры, в чьих сюжетах есть элементы жестокости, уменьшают восприимчивость развивающегося мозга и дети проявляют меньшую эмоциональную связь с чужими страданиями.
Технологическая зависимость — не распространенное явление
Люди, которые говорят о технологических зависимостях, часто выражают собственное разочарование использованием смартфонов или не могут понять, почему дети так много времени проводят в гаджетах. Но это не настоящие зависимости, связанные с существенным вмешательством в важные аспекты жизни, такие как школа, работа или социальные отношения.
Мои собственные исследования показали, что только у 3% геймеров — или еще меньше — развивается проблемное поведение, такое как пренебрежительное отношение к учебе с плохими оценками впоследствии. Большинство из этих трудностей являются умеренными и проходят самостоятельно с течением времени.
Читайте: Как выбрать игру
Технологическая зависимость — это не психическое заболевание
На сегодня нет официальных диагнозов в области психического здоровья, связанных с технологической зависимостью. Но это может измениться: Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) объявила о планах включить «игровое расстройство» в следующую версию своего Международного сборника болезней.
Но это предложение очень противоречиво. Я среди 28 ученых, которые писали в ВОЗ, протестуя против того, что это решение было плохо информировано наукой. ВОЗ, казалось, игнорировала исследования, предполагающие, что «игровое расстройство» является скорее симптомом других основных проблем психического здоровья, таких как депрессия. Но никак не самостоятельной болезнью.
В этом году подразделение «Психология и технологии в области СМИ» Американской психологической ассоциации, в котором я состою, также выпустило заявление, критикующее решение ВОЗ. Сестра-организация ВОЗ, ЮНИСЕФ, также выступала против применения термина «зависимость» для описания использования экрана детьми.
Кроме этого, я узнал об одном Оксфордском исследовании: в нем у людей, чей процент так называемой «игровой зависимости» был выше, чем у других, не обнаружили бОльших психологических отклонений или проблем со здоровьем по сравнению с остальными. Дополнительные исследования показали, что любые проблемы, к которым могут привести технологии, гораздо менее значительны, чем при психическом заболевании, и обычно проходят самостоятельно без лечения.
«Технозависимость» вызвана не технологиями
В большинстве дискуссий от «технозависимости» выносится предположение, что технологии могут гипнотизировать человека, нанося вред здоровому мозгу. Но мои исследования говорят о том, что зависимость от гаджетов — это в большинстве случаев всего лишь симптомы других, лежащих в их основе заболеваний, таких как депрессия, беспокойство и проблемы с вниманием. Люди ведь не думают, что у депрессивных людей, которые спят весь день, есть «зависимость от постели»?
Это вызывает особую озабоченность при рассмотрении вопроса о лечении такой «болезни». Действия, направленные на лечение «технологической зависимости» могут сделать не что иное, как лечить симптом, оставив реальную проблему неразрешенной.
Зависимость от технологий — не уникальна
Существует целый спектр активностей, с которыми можно «переусердствовать»: это не только использование технологий, а также спорт, питание, секс, работа, религия и шоппинг.
Опубликованы даже научные статьи о танцевальной зависимости! Но немногие из вышеперечисленного имеют официальные диагнозы. Свидетельств тому, что технологиями будут злоупотреблять с большей вероятностью, нежели чем-то из широкого спектра других приятных действий, пока что нет.
Читайте: Как выбрать геймпад (джойстик/контроллер) для игр
Использование технологий не приводит к самоубийству
Некоторые эксперты указали на недавний рост числа самоубийств среди девочек-подростков в качестве доказательства существования проблем, связанных с «технозависимостью». Однако уровень самоубийств вырос почти для всех возрастных групп, особенно для взрослых средних лет: об этом свидетельствуют данные за 17-летний период с 1999 по 2016 год. Рост, по-видимому, начался примерно в 2008 году во время финансового краха и с тех пор стал более ярко выраженным.
Этот факт подрывает утверждение о том, что экраны вызывают самоубийства у подростков, равно как и тот, что уровень самоубийств намного выше среди людей среднего возраста, чем среди молодежи. По всей видимости, в обществе происходит более серьезная проблема: технопаника отвлекает представителей здравоохранения от выявления и лечения реальных болезней.
Еще один пример: в одной газете недавно написали о связи использования гаджетов с подростковой депрессией и самоубийствами. А другой ученый, имеющий доступ к тем же данным, доказал, что связь между гаджетами и суицидом такая же, как между суицидом и употреблением картофеля. И это проблема: ученые порой делают страшные заявления, основанные на крошечных данных, которые часто являются всего лишь статистическими.
Конечно, существуют реальные проблемы, связанные с технологиями, такие как проблемы конфиденциальности. И люди должны уравновешивать использование технологий с другими аспектами своей жизни. Также стоит обратить внимание на очень небольшой процент людей, которые злоупотребляют жизнью в Сети. В отношении наших опасений по поводу технологических зависимостей есть крошечное зерно истины, однако имеющиеся данные свидетельствуют о том, что утверждения о кризисе или сравнение с злоупотреблением психоактивными веществами совершенно необоснованны.
Источник: National Institute on Drug Abuse