Это победа старого над новым Тревожный сигнал для независимости Национального банка. Казалось бы, что это за портрет* *[на фото, приложенном к *почте лицевой книге — портрет Тараса Шевченко — ред.]?".
С таким непрозрачным намеком первый заместитель главы НБУ Екатерина Рожкова прокомментировала "выговор" и "недоверие", которые она вместе с другим заместителем председателя правления Нацбанка Дмитрием Сологубом получила от Совета НБУ в пятницу, 2 октября.
Новый глава регулятора Кирилл Шевченко также проголосовал "за": Совету не понравились комментарии высших чиновников в СМИ. Полномочия Шевченко заключаются в том, чтобы предложить Совету уволить Рожкову и Сологуба, единственных представителей команды Валерии Гонтаревой и Якоба Смолиа, которые остались в Нацбанке после того, как последний ушел в отставку в июле 2020 года.
Это вполне реальный сценарий. Конфликт в правлении НБУ становится все более публичным, и имя первого кандидата на пост председателя одного из старожилов в высшем руководстве регулятора уже известно.
Уход Рожковой и Сологуба, последних авторов ключевых реформ в Нацбанке в 2014-2019 годах, вероятно, положит конец надеждам Украины на получение транша МВФ до конца этого года, с которым у правительства уже были серьезные проблемы. Фонд уже намекнул, что ситуация в Нацбанке изменилась в худшую сторону.
Это плохая новость не только для Министерства финансов и его планов по составлению госбюджета на 2021 год, но и для всей экономики. Это означает, что вскоре НБУ Кирилла Шевченко придется ответить на очень серьезный вопрос: готов ли он еще запустить "печатный станок"?
Недоверие и выговор. Рожкова и Сололугуба действительно могут быть уволены
Внутри Нацбанка действительно вспыхнул топовый конфликт: новый глава Шевченко не разобрался с Рожковой и Сололугубой, говорит высокопоставленный собеседник LIGA.Net, знакомый с ситуацией.
Конфликты стали достоянием общественности в понедельник, 5 октября, — после того, как стало известно, что Рожкова и Сологуб получили "выговоры" и "недоверие" от Совета НБУ за высказывания в СМИ.
Подобные дисциплинарные меры в отношении чиновников такого уровня — явление достаточно редкое. Пока это лишь "рекомендация" Совета. По закону он не имеет полномочий выносить выговоры: это должен делать глава НБУ.
Кирилл Шевченко также входит в состав Совета Нацбанка. Он поддержал вердикт о "недоверии" и "вывозе" Рожковой и Сологуба, сообщил собеседник Совету. Позднее Шевченко заявил, что члены совета своими комментариями нарушили "политику одного голоса".
"Получать деньги от компании, одновременно в социальных сетях или в СМИ, рассказывающих о ее недостатках — за такие действия всегда есть штрафы и увольнения". Почему НБУ должен быть другим", — написала в своем фейсбуке Марагрита Яковлева, эксперт Нацбанка по коммуникациям и личный помощник Шевченко. Член совета Виталий Шапран назвал это решение "образовательным".
Речь идет о двух публикациях: 24 сентября в "Интерфакс-Украина" было опубликовано большое интервью с "Сологуб", в тот же день в "KyivPost" была опубликована статья с комментариями обоих заместителей главы Нацбанка о кадровых изменениях в регуляторе после прихода Шевченко.
"Это дико — получать выговоры за профессиональные и непредвзятые коммуникации. Даже если в органах власти они многим не понравились", — ответил Сологуб в Twitter на эти претензии.
Рожкова и Сологуб — последние топ-менеджеры Национального банка времен Якова Смолия, которые остались работать при Шевченко. С середины июля, когда НБУ получил новую главу, из Нацбанка ушли 12 человек. Среди них — члены правления Роман Борисенко, Сергей Холод, ушедший "по собственному желанию", и Олег Чурй — ему не был продлен контракт.
Срок действия полномочий Рожковой и Сологуба истекает в 2025 и 2021 годах соответственно. Согласно закону о Нацбанке, их можно уволить только по личной инициативе Шевченко: он вносит вопрос об увольнении депутатов в Совет НБУ (нет сомнений, что у него будет достаточно голосов).
Формально для этого должна быть причина. Одной из причин увольнения члена правления по закону о Национальном банке является потеря безупречной деловой репутации. Выговор" и "недоверие" также могут быть причиной увольнения, считает один из бывших сотрудников Нацбанка. Но сначала Кирилл Шевченко должен лично одобрить наказание.
Пока он этого не сделал (есть пять рабочих дней, т.е. до 9 октября). По состоянию на вечер 7 числа Шевченко не обращался в Совет НБУ с просьбой об увольнении ни одного из своих депутатов, сообщили LIGA.Net в пресс-службе регулятора.
В тот же день стало известно имя возможного преемника Рожковой или Сологуба: заявление кандидата в заместители главы НБУ подал бывший юрист регулятора Александр Завадецкий, который занимался лицензированием и связанными с ним лицами под руководством Рожковой, но был уволен в 2016 году. После Нацбанка Завадецкий был адвокатом по делам, в которых он защищал интересы "тех, на кого повлияли действия регулятора".
МВФ не будет в этом году
МВФ не оставил без внимания ситуацию вокруг "старых" депутатов Нацбанка.
"Критерии управления Нацбанком были разработаны по согласованию со специалистами МВФ в предыдущих программах. Эти принципы работали как на благо НБУ, так и на благо украинской экономики в целом. Их соблюдение укрепило доверие к НБУ как к независимому и профессиональному центральному банку", — сказал Фонд, отметив, что для Украины важно следовать предыдущим подходам в управлении НБУ.
То, что Фонд сказал, можно трактовать как еще одну "глубокую обеспокоенность" тем, что происходит в Украине, считает заместитель исполнительного директора Центра экономической стратегии Мария Репко. Не исключено, что история выговоров обострит и без того непростые переговоры между Украиной и Фондом по первой редакции программы, подписанной в мае 2020 года, признает она.
Второй транш в размере 675 млн. долл. согласно меморандуму должен был поступить в страну уже 1 сентября. Правительство ожидало виртуальную миссию Фонда в Киеве еще в августе, но июльская смена главы НБУ помешала ему сделать это после того, как бывший глава Яков Смолий подал в отставку, ссылаясь на политическое давление. Независимость Национального банка является одним из ключевых пунктов соглашения между Украиной и МВФ. Думаю, вполне понятно, что деньги бы уже поступили в Украину, если бы не события в НБУ", — заявил "Интерфаксу" Солологуб. — Кредиты от МВФ нужно покупать практически с нуля. Как показывает практика, это занимает около 6-9 месяцев".
Кирилл Шевченко сумел наладить нормальные отношения с фондом, рассказал LIGA.Net один из высокопоставленных депутатов, участвующих в переговорах. Правительство по-прежнему надеется на предметные переговоры с фондом осенью, но даты начала миссии пока нет, рассказал LIGA.Net собеседник одной из сторон.
Еще до скандала с Рожковой и Солохубом Украина имела призрачный шанс получить деньги в этом году, заявили три высокопоставленных собеседника LIGA.Net в различных государственных структурах (Аппарат президента, Кабинет министров и Верховная Рада). Ситуация может развиваться по двум сценариям.
Относительно хорошо — транша нет, но правительство получает положительное заявление от Фонда до конца 2020 г., который разблокирует финансовую помощь Всемирного банка и Евросоюза (в общей сложности — более 3 млрд. долл.), которые были заморожены до прогресса с МВФ.
Плохо — переговоры перенесены на 2021 год.
По состоянию на начало октября Украина была ближе ко второму сценарию, хотя и сохранила шансы на положительный исход. Для этого необходимо было решить три глобальные проблемы:
-
Министерство финансов заложило слишком большой дефицит государственного бюджета-2021:6% ВВП. МВФ этим недоволен, заявили два собеседника LIGA.Net в Аппарате президента и Финансовом комитете Рады. По мнению Фонда, дефицит приближается к 5% ВВП.
-
Антикоррупционная и судебная реформы. В этом смысле Украина до сих пор не имеет конкретного плана изменений, поэтому МВФ вынужден был дать очень четкий сигнал с самого высокого уровня власти о том, что страна не отказывается от реформ в этом направлении, говорит один из участников переговоров с украинской стороны. Координатором этого сообщения планировалось назначить министра юстиции Дениса Малюску, добавил он.
Два других собеседника в государственных структурах отметили, что "борьба с коррупцией" является менее серьезной проблемой, чем государственный бюджет. Ситуация с реформами "могла быть как-то объяснена", сказал один из них.
- Снятие ограничения на заработную плату. Верховная Рада приняла, а президент уже подписал закон, который позволит полностью снять все ограничения на заработную плату топ-менеджеров столицыe компании. Теперь Кабинет Министров должен поднять лимит зарплаты, который он может решать.
Без МВФ — станка
Возможная отставка Рожковой и Сологуба, которые уже несколько лет активно ведут переговоры с МВФ, может поставить программу МВФ на паузу — до тех пор, пока Фонд не убедится, что полностью отремонтированный Нацбанк сохранил свою независимость. "Там действительно сложно из-за НАБУ и госбюджета, а для Нацбанка более-менее понятно то, что это не так просто понятьСфера денежно-кредитной политики также начинает входить в зону неопределенности, не добавляет шансов получить транш в этом году", — считает Репко из ЦИК.
Проблема в том, что НБУ может просто не успеть получить МВФ. Серьезные трудности в государственных финансах оставляют два варианта — либо помощь со стороны иностранных кредиторов, либо "печатный станок" регулятора.
"Если нам удастся "пролить" до конца года без МВФ, то это только из-за недофинансирования бюджетных расходов и различных способов выжимания денег: из госбанков, госкорпораций, возможно, и частного сектора, — говорит главный экономист Dragon Capital Елена Белан, — Но это "съедает резервы", что только усугубит ситуацию в следующем году".
Чтобы сэкономить год назад минфин задержал возврат НДС, говорит собеседник LIGA.Net, который знаком с ситуацией. В этом году, если не будет прогресса с МВФ, то же самое может произойти, считает Репко. Общая потребность минфина в финансировании на следующий год (дефицит бюджета плюс обслуживание и погашение госдолга) составляет 17 млрд долларов, сказал Белан. Без помощи МВФ и других кредиторов это невозможная сумма, сказала она.
Альтернативой является "печатный станок" НБУ, когда регулятор напрямую финансирует расходы госбюджета путем покупки гособлигаций, как это было до 2015 года. Пока Кирилл Шевченко неоднократно заявлял, что Нацбанк не собирается помогать бюджету.
"17 млрд — профинансировать такую сумму без внешних займов можно будет только путем массовой печати денег, — считает Белан. — И это рано или поздно приведет к финансовому кризису"